Factor slogan
04070, г.Киев, ул.Боричев Ток, 35В
Тел/Факс: (044) 391-50-50
office@factor.com.ua
ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ
НЕФТИ И ГАЗА
МЕТАНОВЫЙ РЫНОК ВОЗРОЖДАЕТСЯ.

ГК «Фактор» планирует ввести в эксплуатацию пять АГНКС.

Прошлый год был крайне сложным для владельцев автомобильных газонаполнительных компрессорныхстанций (АГНКС), поскольку на фоне общего спада экономики цены на природный газ значительно выросли и тем самым «обвалили» розничные продажи. Рынок метана фактически замер: никто и не думал о строительстве новых станций, а незаконченные объекты были отложены на неопределенное время. Сегодня ситуация меняется к лучшему: с одной стороны, цена закупки российского газа должна снизиться, с другой – рынок адаптируется к существующим условиям и находит возможности для возрождения. Например, «Фактор» намерен до конца года ввести в эксплуатацию пять АГНКС.

По  большому счету, спад на рынке метана для автомобильного транспорта начался в октябре-ноябре 2008-го, когда финансовый кризис спровоцировал снижение цен на нефть. Это привело к тому, что цена метана на стеле сначала равнялась с ценой пропан-бутана, а потом сжиженный газ ушел вниз и до сих пор остается дешевле природного газа. К таким ценовым метаморфозам водители были не готовы, поскольку на протяжении многих лет метан был самым дешевым видом топлива, что и позволяло увеличивать его продажи. Подорожание метана привело к тому, что его реализация через АГНКС сократилась на 30-40%. Дело в том, что его основные потребители – это водители коммерческого транспорта, всегда быстро реагирующие на изменение цен и возвращающиеся к нефтепродуктам при благоприятных ценах, а также промышленные предприятия, большинство из которых были остановлены из-за кризиса.

Паника среди владельцев АГНКС нарастала, поскольку в первом квартале прошлого года возросла цена закупки российского «голубого топлива», что не позволяло снизить розничную цену метана до привычного «дешевле пропан-бутана» и тем самым вернуть покупателей. В итоге многие компании задумались о продаже своего бизнеса. Ведь порядка 70-75% затрат АГНКС приходится на закупку и транспортировку природного газа, иначе говоря, сэкономить можно лишь на зарплате и количестве сотрудников либо же на техническом обслуживании и ремонте. Однако эти меры не обеспечивали значительного снижения розничной цены метана. По словам директора по вопросам строительства АЗС и АГНКС компании «Фактор» Александра Горбунова, «если заработок компании на метане 1 грн/л, то половина из этой суммы уходит на затраты, обеспечивающие работу станции. Таким образом, у владельца остается 40-50 коп./л чистого заработка, что делает весьма затруднительным дальнейшее развитие бизнеса. По моим данным, в прошлом году в Украине не было введено в эксплуатацию ни одной новой газонаполнительной компрессорной станции. Их строительство было остановлено – в развитии рынка образовалась значительная пауза. В настоящее время метан стоит на заправке 3,96 грн/л, тогда как пропан-бутан – 3,7, а ведь раньше между ними была разница в одну гривню в пользу метана. Новая ценовая политика привела к тому, что активно растут только модули сжиженного газа.

 Для справки. Действующий контракт на поставку российского природного газа в Украину был заключен 19 января 2009 г. Базовая цена была заложена в размере $450 тыс. куб. м.

В первом квартале 2009 г. цена закупки российского газа составила $360/тыс. куб. м, во втором – $280, в третьем – $198,34, в четвертом –$208,12.

21 апреля 2010 г. в Харькове были подписаны дополнения к контракту, по которым платежи за газ «Нефтегаз Украины» будет осуществлять со скидкой на величину снижения экспортной пошлины при поставках в Украину, которая устанавливается правительством РФ. Как ожидается, снижение составит $100 тыс. куб. м, но не более 30% от цены газа, и будет распространяться на 30 млрд куб. м в 2010 г. и 40 млрд куб. м  –  в последующие годы.

В первом квартале этого года цена импортируемого Украиной российского газа составила $305,68 тыс. куб. м,  во втором – $236.

Пересмотр газовых контрактов дает надежду на возрождение рынка. Ведь если цена «голубого топлива» снизится на $100 тыс. куб. м, как обещают в правительстве, тогда рынок метана сможет развиваться.

«Фактор » намерен в этом году ввести в эксплуатацию пять станций. В частности, заканчиваются работы в Ивано-Франковске, Перевальске Луганской области, Кривом Рогу (две станции) и Черкассах. Примечательно, что в Черкассах речь идет не о строительстве АГНКС с нуля, а расширении мощности существующей. «У нас в городе была станция с маломощным оборудованием, постоянный рост клиентов увеличивал очереди и создавал для них дискомфорт. По этому мы решили заменить старый компрессор на более производительный итальянский, что даствозможность увеличить суточную реализацию. Этот проект – шаг навстречу потребителям, поскольку он избавляет их от очередей», – говоритА. Горбунов. В целом, признается он, эти проекты компания начала еще в прошлом году, но кризис внес свои коррективы – они были приостановлены. Так, компания рассчитывала построить сеть АГНКС, которая бы покрыла направление от Ивано-Франковска до Луганска, создав так называемый «голубой коридор». Главной целью она обозначала – предоставить водителям возможность спокойно проехать через всю страну, заправляясь на ее станциях.

В компании надеются, что ситуация прошлого года не повторится, поскольку рынки экологически чистого топлива должны развиваться. Сейчас готовятся документы на следующий год – «Фактор Капитал» планирует построить еще пять станций. Площадки выбираются в Тернополе, Полтаве, Никополе Днепропетровской области. Возможно, новые АГНКС появятся также в Кировограде и Макеевке Донецкой области. «Довольно сложно прогнозировать развитие в нынешних условиях. Между метаном и пропан-бутаном идет острая борьба запотребителя. «Если газобаллонное оборудование под сжиженный газ стоит в два-три раза дешевле, чем на метан. Если само оборудование на сжиженный газ для заправки обходится в 180 тыс. грн, а нижний предел для АГНКС – 5 млн грн. Если розничные цены на оба вида газа практически сравнялись – понятно, что метановый бизнес становится не таким рентабельным, и период окупаемости стаций возрастает, – говорит А. Горбунов. – Но если смотреть на ситуацию комплексно, то будущее за метаном. Общество становится  более образованным, выбирает экологически чистые продукты, и в этом плане метан выигрывает у  нефтепродуктов».

Например, в европейских странах соотношение двигателей, работающих на метане, пропане и традиционных нефтепродуктах, приблизительно одинаковое. Существуют различные программы, поддерживающие водителей в выборе более экологически чистых видов топлива. Более известен в этом плане опыт Италии, которая стала крупнейшим мировым производителем компрессоров для АГНКС, где довольно большая часть парка метановых автомобилей приходится на легковушки, а не на привычные для нас грузовики и маршрутные автобусы.

Украинский опыт показал, что программы на уровне государства недейственны. Однако локальные проекты под силу реализовать областным или городским властям. Компания сегодня ведет переговоры на этом уровне о переводе на метан муниципального и пригородного транспорта. Причем в производственную структуру группы "Фактор" вошел завод химического машиностроения "Химмаш", на базе которого планируется производить легкие баллоны из композитных материалов для переоборудования автотранспорта на метан.

Для справки. «Фактор» давно известен на рынке автомобильного метана, поскольку он одним из первых стал развивать это направление среди компаний негосударственного сектора. Первые проекты компании стартовали в 2004 г. и на сегодняшний день ее сеть состоит из 12 действующих АГНКС.

Стоит отметить, что ныне отечественные предприятия не выпускают подобной продукции, оно только импортируется (возросшая курсовая разница доллара и евро по отношению к гривне привела к росту цен на ГБО, что также сдерживает водителей в переходе на метан. В прошлом году переоборудование автомобилей на природный газ практически прекратилось). Имея в своем арсенале собственное производство, компания готова в будущем частично финансировать муниципальные и областные программы по установке ГБО. Такой комплексный подход позволяет рассчитывать, что рынок метана для автомобильного транспорта продолжит свое развитие.